Первый
крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть
ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до
восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называютпериодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит
нараспев
отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя»,
«угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с
эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы
стимулируете его речевое развитие.
В 2,5—3 месяца у
младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет,
что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш
отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в
пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у
ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при
эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет
ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого
взрослого.
К 5—6 месяцам нормально
развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки
слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять
месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит
за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите
четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но
не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо
срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное
исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш
научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их
соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом
приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще
произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в
его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов:
«мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав»,
«пи-пи» и т. п.
К 1,5—2 годам в
речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди
тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка
первых прилагательных: «хороший»,
«плохой»,
«большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут
звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».
К 3 годам из
речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого
малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок
правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б],
[б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к'], [г], [г’],
[в], [в’], [ф], [ф’])5 строит простые распространенные или даже
сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину»,
«Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще
достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать
лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш
уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’],
использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать
красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает
о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не
настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук
[р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным
звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного
нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш
правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи
грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на
серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально
развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка,
практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми
формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и
ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий